19.07.2008
Публикации

Герард Терборх (1617 — 1681)

Терборха считают самым элегантным живописцем Голландии XVII века. Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры. Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности. Его творчество развивалось по разным направлениям.

Терборх родился в маленьком провинциальном городе Зволле в состоятельной семье, которая тяготела к искусству. Его дарование сформировалось рано, еще ребенком он с большим увлечением делал зарисовки с натуры. В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий. Покинув родной город, он переехал в Амстердам, затем в Харлем, где недолго учился у пейзажиста П. Молейна, испытал влияние Ф. Халса, в 1635 году посетил Лондон, познакомился с произведениями Ван Дейка, затем в 1640—1641 годах посетил Испанию. В его биографии, составленной художником и историком искусства XVIII века А. Хоубракеном, рассказывается, что Терборх был принят при испанском дворе, писал портрет короля Филиппа IV, даровавшего ему дворянство и золотую цепь со своим медальоном; в Испании живописец испытал влияние Веласкеса. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия). Обогащенный впечатлениями и опытом общеевропейской художественной школы, Терборх вернулся в Голландию и, обзаведясь семьей, поселился в городе Девентере, где прожил всю остальную жизнь.

Мальчик с собакой. Ок. 1665

Мастер редко датировал свои картины. Но несомненно, что ранние из них относятся к периоду 1630 — начала 1650-х годов. Они сохраняли прочную связь с национальной традицией, изображая сцены военного быта, а также людей из низов с их прозаическими занятиями, наделенных живостью поз и жестов ("Мальчик с собакой", ок. 1665, Мюнхен, Старая пинакотека). Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине "Семья точильщика" (Берлин, Государственные музеи), где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков.

Семья точильщика

Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, посвященные сценам быта зажиточных семей, запечатлевшие иные ситуации и типы моделей. В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты — музицирование, питье вина, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно, художник иногда повторяет одну и ту же модель — изящную даму в атласном ослепительной красоты платье.

Подчас живописец стремится к более активному рассказу о происходящем и прямому взаимоотношению действующих лиц. Выдающийся дар портретиста помогает ему создать их яркие характеристики. Распространенная в голландском жанре тема продажной любви открыто заявляет о себе в луврской картине «Офицер и девушка» с ее откровенным диалогом нарядной девицы и самодовольного, немолодого толстяка в кирасе и огромных ботфортах, протягивающего лежащую на ладони монету.

Бокал лимонада. 1660-е

Гораздо сложнее и тоньше прелестная, написанная в золотистых тонах картина из Эрмитажа «Бокал лимонада» (1660-е). Она так сдержанна и изящна, что обычно воспринимается как галантная сцена. Чувства персонажей, их устремленные друг на друга взгляды, легкие касания пальцев, сосредоточенных вокруг бокала с лимонадом, полны вкрадчивой мягкости, недоговоренности. Приятный белокурый юноша написан с брата художника Мозеса Терборха. Настораживает только присутствие старухи ханжеского вида.

Визит поклонника

Атмосфера затаенности, приглушенности чувств, сдержанного лиризма, сочетаемая с артистизмом живописи, составляет самую привлекательную особенность искусства Терборха. Наряду с фигурами в рост он писал также полуфигуры женщин за разными занятиями, в которых сочетались острая наблюдательность и поэзия естественности. Аристократически изысканны и элегантны портреты Терборха, особенно его светские заказные работы, отчасти претворяющие воздействие Веласкеса.

Танцующая пара. 1660

В Мюнстере, Терборх написал картину, посвященную крупному современному историческому событию — заключению по окончании Тридцатилетней войны сепаратного мира между Испанией и Голландией. Небольшое полотно с множеством портретных фигур сочетает в себе приемы группового портрета и исторической картины. Для голландской живописи того времени «Мюнстерский мир» Терборха (1648, Лондон, Национальная галерея) был произведением редким.

Татьяна Каптерева