19.07.2008
Публикации

Якоб ван Рейсдал (1628/1629 — 1682)

Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства.

Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Среди излюбленных жанров голландских художников был пейзаж — изображение отвоеванной у моря и любовно возделанной родной земли. В первой половине XVII столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, ее полноводные реки, каналы, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.

Две водяные мельницы и открытый шлюз близ Сингратена. Ок. 1650—1652

Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне. Он родился в Харлеме, около 1656 года поселился в Амстердаме, где и работал до самой смерти.

Лесной вид

Многие голландские мастера не могли просуществовать, занимаясь только живописью. Примечательно, что Рейсдал имел серьезную профессию. В 1676 году он получил степень доктора медицины и в том же голу был включен в список амстердамских врачей. Однако ни эта специальность, ни создание замечательных картин не принесли ему богатства и процветания. Художник умер в нищете, в амстердамской богадельне.

Вид на Харлем с северо-запада. Ок. 1670

Рейсдал был тесно связан с традицией старших современников, пейзажистов, работавших в Харлеме. Он учился, по-видимому, у своего дяди Саломона ван Рейсдала (1600 — 1670), известного живописца, развивавшего в своих небольших мастерски исполненных полотнах общую для голландского пейзажа проблему световоздушной среды и единого тонального колорита.

Пейзаж с кустом

Рейсдал в основном датировал только ранние работы, поэтому уточнение этапов его творчества затруднено. Он сразу же вступил на путь исканий. Мотивы его ранних картин, где молодой художник передавал непосредственное впечатление от окрестностей Харлема, просты и печальны. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Собирается непогода, облака словно вырастают на глазах, песчаная дорога, идущая в гору и глубину, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Все пронизано движением света. Под кистью Рейсдала голландская природа приобретает значительность, наполняется внутренней жизнью.

Известно, что в 1650-е годы Рейсдал предпринял путешествие по Голландии и Германии в компании живописца и гравера Николаса Берхема. Это был интересный спутник, любитель путешествий, несколько приукрашено изображавший итальянскую природу. В чем-то, возможно, он способствовал расширению кругозора молодого голландца. Но главным было само путешествие, особенно по западу Германии, обогатившее Рейсдала новыми впечатлениями от невиданной горной природы, обширных лесных массивов, средневековой архитектуры.

Морской берег в Схевенингене. Конец 1660-х — начало 1670-х

Лучшие произведения Рейсдала созданы между серединой 1650-х и концом 1660-х годов. Он продолжал обращаться к привычным для его соотечественников мотивам, изображая широкие голландские равнины, морской берег в ясную и бурную погоду, лесные чащи и болота. Художник избегал повторять схожие мотивы, картины его разнообразны. Природа у Рейсдала полна величия, драматической изменчивости, формы пластически осязательны, укрупнены, световоздушная среда подвижна, а напряженный колорит богат оттенками.

Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде. Ок. 1670

Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора ("Морской берег Схевенингене", конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна ("Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде", ок. 1670, Амстердам, Рейксмузеум); в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники ("Лесная речка", Киев, Музей западного и восточного искусства).

Болото. 1660-е

Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Пронеся через века своего существования могучую силу, причудливую красоту форм, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, рушатся, гниют в стоячей воде болот. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, решительно встает на переднем плане резкий силуэт голой высохшей березы.

Зимний пейзаж. 1670

Необычны и тревожны зимние вечера в заснеженных, скованных холодом селениях со смятенным небом, покрытом темными облаками. Царит запустение, неприглядность, нищета ("Зимний пейзаж", 1670, Амстердам, Рейксмузеум). Плоское розовое освещенное пятно фасада складского здания с провалами окон и входа концентрирует в себе эмоциональную и цветовую выразительность пейзажа. Как и башенка замка, оно держит всю композицию.

Еврейское кладбище. 1655—1660

Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. Мертвенный свет озаряет белеющие во мраке мраморные гробницы и сухое дерево на фоне темной зелени, сзади виднеются руины когда-то богатого здания, на первом плане водный поток пробивается среди камней и могил. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).

Водопад в Норвегии. Нач. 1670-х

Произведения последних лет жизни Рейсдала, изображающие фантастические горные пейзажи с низвергающимися водопадами, сменившими лесные ручьи, полны размаха и величия. Искусство Рейсдала, рассчитанное на сильное эмоциональное воздействие и философское осмысление образов, при его жизни большим успехом не пользовалось. Его оценил только Рембрандт. Рейсдал предвосхитил достижения мастеров пейзажа в европейском искусстве XVIII—XIX веков.

Татьяна Каптерева