19.07.2008
Публикации

Мейндерт Хоббема (1638 — 1700)

Жизнерадостное творчество Хоббемы достойно завершает великую реалистичную традицию пейзажной живописи Голландии XVII века. Он родился и умер в Амстердаме и учился у Якоба ван Рейсдала. Благодаря женитьбе на служанке бургомистра Амстердама ему удалось поступить на таможню акцизным чиновником, где он следил за импортом иностранных вин. За краткий период расцвета, продлившийся не более десятка лет, Хоббема успел создать немало превосходных произведений. Художник не сразу избавился от сильного влияния Рейсдала, однако в творчестве Хоббемы господствовало созерцательное и лирическое восприятие природы, и это существенно отличало его от учителя.

Деревенская улица с деревьями. Ок. 1665
Водяная мельница

Всегда изображая солнечный свет, Хоббема писал летние пейзажи с раскидистыми деревьями в сочной и звучной гамме красок, от зелено-бурых на переднем плане до воздушных голубых, голубовато-зеленых с акцентом красного, чаще всего черепичных кровель. Хоббема с большим мастерством писал небо, придерживаясь и здесь устойчивых приемов. Обычно под зоной более темных облаков располагались голубой просвет, а ниже его — светлая облачная гряда. Художник любил изображать водяные мельницы, уютно расположенные в уголках леса, окруженные сиянием и шумом воды и мельничного колеса.

Аллея в Мидделхарнисе. 1689

Пейзажи Хоббемы не были связаны с конкретной местностью, назывались просто Мельница, Дорога в лесу, Водяная мельница. Но существовало исключение, которое сразу вывело Хоббему из среды привлекательных, одаренных, но несколько однообразных пейзажистов на более высокий уровень. Исключение это — пейзаж, наделенный конкретным названием «Аллея в Мидделхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея), получивший мировую известность. Находкой живописца стала живая и динамичная композиция, в которой расположенная в центре аллея из сходящихся в перспективе двумя рядами высоких стройных деревьев увлекает взгляд зрителя в глубину к городку Мидделхарнису с розово-коричневой колокольней. Тонкие стволы, увенчанные довольно скудными кронами, сами по себе не эффектны, но, организованные общим рисунком в пространстве и общим ритмом движения, рисующиеся на фоне голубого неба с белыми облаками, приобретают хрупкую изысканную красоту. Здесь очевидно проявилась особенность изображения природы Хоббемы, всегда обращенной к человеку и хранящей следы его деятельности. В пору художественного спада голландской живописи и ее подражания иноземным образцам творчество Мейндерта Хоббемы, в отличие от современных ему живописцев, создававших вымышленные чисто декоративные пейзажи, было обращено к реальному образу родной страны.

Татьяна Каптерева