11.08.2008
Публикации

Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867)

«Изучайте прекрасное, …стоя на коленях. Искусство должно учить нас только красоте», — говорил Энгр. Благоговейное поклонение красоте, поистине волшебный дар линии, которым он был наделен, придавали произведениям мастера особое величавое спокойствие, гармонию и ощущение совершенства.

Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Его отец — художник и музыкант — стал первым наставником Доминика и в живописи, и в музыке. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».

Послы Агамемнона у Ахилла. 1801

С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Сосредоточенный и суровый, он сторонится шумных студенческих сборищ, держится особняком, посвящая все время работе. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.

Портрет Наполеона на императорском троне. 1806

С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: "Портрет Наполеона на императорском троне" (1806, Париж, Музей армии). Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.

Автопортрет. 1804

По «Автопортрету» (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Перед нами молодой человек, с выразительным лицом, исполненный вдохновения и веры в будущее. В этой ранней работе чувствуется рука мастера: крепкая композиция, четкий рисунок, уверенная лепка форм, ощущение артистизма и гармонии целого.

Мадемуазель Ривьер. 1805

В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма; сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности — узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. — Его надо найти в самой модели». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.

Портрет Филибера Ривьера. 1805

В Риме он поглощен работой, изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. Когда срок пребывания во Французской академии в Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.

Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Поэтому особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). В картине царствует созвучие линий и форм: плавный абрис плечей, идеальный овал лица, гибкие арки бровей. Сквозь эту гармонию проступает внутреннее напряжение, ощущение тлеющего в глубине души огня, который словно затаился в загадочном взгляде темных глаз, в контрасте черного бархата платья и пламенеющих тонов великолепной шали. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». (Однажды, много лет спустя, к художнику пришла пожилая, скромно одетая женщина, предложив купить у нее картину. Взглянув на нее, потрясенный мастер узнал в пришедшей мадам Девосе.)

Портрет Луизы д’Оссонвиль. 1845

Работая над портретом, художник подпадал под обаяние модели, недаром Тьер, увидев портрет графини д’Оссонвиль (1845, Нью-Йорк, Коллекция Фрик), сказал ей: «Надо быть влюбленным в Вас, чтобы написать такой портрет».

Большая одалиска. 1814

Современник революций, наблюдавший крушение великих судеб и государств, социальных и эстетических систем, художник считал, что искусство должно служить лишь вечным ценностям. «Я хранитель вечных доктрин, а не новатор», — говорил мастер.

Турецкая баня. 1863

Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808); исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814); дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863; все — Париж, Лувр). Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров — на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства.

Однако сам Энгр считал работу над портретами и обнаженной моделью делом второстепенным, видя свое призвание, свой долг в создании значительных монументальных полотен. Мастер тратил много сил и времени на подготовительные рисунки и этюды к таким полотнам, и это было в них самое ценное. Когда же он сводил подготовительные этюды в единое целое, что-то важное, какой-то главный нерв исчезал. Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.

Обет Людовика XIII. 1824

В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). С этого времени имена Энгра, которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций, и лидера романтизма Делакруа воспринимаются как некая антитеза.

Апофеоз Гомера. 1827

Они вновь столкнутся в Салоне 1827 года: Энгр выставил «Апофеоз Гомера», предназначавшийся для плафона в Лувре, Делакруа — «Смерть Сарданапала». Впоследствии Энгр будет занимать почетные посты в Академии — вице-президента, президента, а когда в Академию будет избран, наконец, Делакруа (его кандидатуру отклоняли семь раз), Энгр сказал: «Пустили волка в овчарню».

Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832

Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты, и заказы на портреты принимать с неохотой, именно последние прославят его имя в истории. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство — совершеннее. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба, источающая энергию и волю. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего.

Портрет Инес Муатессье. 1851

Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Сама женщина превращалась в произведение искусства ("Портрет Инес Муатессье", 1851, Лондон, Национальная галерея). Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. Поклонником красоты художник оставался до конца дней — холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал — ему было 87 лет.

Источник. 1856

Совершенство произведений Энгра, волшебство и магия его линии оказали влияние на многих художников не только XIX, но и XX века, среди них — Дега, Пикассо и другие.

Вероника Стародубова