04.10.2008
Публикации

Винсент ван Гог (1853 — 1890)

Имя этого голландского живописца связано с культурой Франции, где он жил с 1886 года до своей трагической смерти. 27 июля 1890 года Ван Гог смертельно ранил себя из револьвера в приступе мучившей его душевной болезни и был похоронен в небольшом городке Овере на реке Уазе (провинция Иль-де-Франс), где провел последний период своей недолгой жизни. Ван Гогу по праву принадлежит исключительное место в искусстве XIX столетия. Художник мощного творческого темперамента, он был великим мастером, какие рождаются не в каждой стране и не в каждом столетии. Искусство Ван Гога было созвучно времени, в которое он жил и, одновременно, опережало его, так как повышенное эмоциональное восприятие мира художником открывало совершенно новые пути постижения реальности для мастеров ХХ века.

Натюрморт с раскрытой Библией. 1885

Юность Ван Гога прошла в Голландии. Прежде чем обратиться к живописи в 1881 году, он увлекался рисованием, сменил много профессий, занимался проповеднической деятельностью среди горняков Боринажа. Недолгая работа в Брюсселе, Эттене, Гааге, Дренте, Нюэнене, Антверпене (где он посещал классы Академии художеств), путешествие в Гаагу, Лондон, Париж в 1869—1875 годах обогатили его, позволили принять окончательное решение посвятить себя живописи. Дальнейшая жизнь художника во Франции и его творчество подразделяются на парижский (март 1886 — февраль 1888), арльский (февраль 1888 — май 1889) и овернский (май 1889 — июль 1890) периоды, в каждый из которых Ван Гог создавал яркие, самобытные произведения. С присущей ему эмоциональной силой живописного таланта он переносил на холсты тронувшие душу впечатления, охватившие его светлые и трагические чувства, смену которых он, будучи человеком легко ранимой души, ощущал с особой глубиной.

Едоки картофеля. 1885

Сюжеты картин голландского периода связаны с природой и бытом земледельцев Брабанта, трудом ткачей Нюэнена. Темная колористическая гамма полотна «Едоки картофеля» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога) отражает стихию сурового и простого быта крестьян Голландии. Столь же естественно в подборе изображенной крестьянской утвари полотно «Натюрморт с пятью бутылками и чашкой» (1884, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). В традиции классической голландской тональной пейзажной живописи исполнены немногочисленные марины и пейзажи этого времени с изображением стройных тополей и вётел по краям дорог, морского побережья. О пасторской деятельности умершего отца напоминает «Натюрморт с раскрытой Библией» (1885, Амстердам, Музей Ван Гога).

Ветка цветущего миндаля. 1890

Во время парижского периода, после знакомства с произведениями импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов, бравурной пастозной манерой А. Монтичелли, Ван Гог резко изменяет живописную манеру. Интерес к проблеме колорита, экспрессии мазка определяют поиск новой манеры. Яркие радостные краски парижской весны переданы в видах бульвара Клиши, садов Монмартра, нежном и одновременно бурном цветении персиковых и сливовых деревьев. В натюрмортах Ван Гог стремится к насыщенным цветовым и фактурным контрастам, пластической и цветовой энергии мазка. Он испытывает наслаждение, сопоставляя медную или синюю керамическую вазы, стеклянный кувшин с изысканной формой ярких шапок гераней, циний, фритилярий, восторгаясь щедрым богатством природы.

Папаша Танги. 1887

Поиск выразительности цвета, формы, линии, органичности их сочетаний приводит к увлечению японской гравюрой. Изображая поле пшеницы ("Стая ворон над полем", 1890, Амстердам, Музей Ван Гога) или торговца японскими гравюрами папаши Танги (1887, Париж, Музей Родена), он создает уплощенное пространство, работая пятнами интенсивного цвета, энергичным абрисом подчеркивая формы.

Автопортрет за мольбертом. 1888

В парижский период Ван Гог написал много автопортретов (более двадцати). Очень разные по восприятию собственного внешнего облика, они тонко передают напряженную духовную жизнь художника. Он предстает в них то уверенным в себе, в элегантной серой фетровой шляпе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога), то в несколько меланхолическом настроении, которое не согласуется с кокетливо сидящей крестьянской соломенной шляпой (1887, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), то изображая себя с палитрой перед мольбертом в момент смятения, беспокойства (1888, Амстердам, Музей Ван Гога). Он хочет видеть себя то художником, то пастором, то элегантным парижанином. Выразительная мимика лица, уверенного или полного тревоги, тонкие вариации аксессуаров, цветовые контрасты немногих цветов (синего, желтого, коричневого) в написании фигуры и фонов рождают образ человека сложного эмоционального склада, ищущего и находящего в своей душе отклик на волнующие его явления.

Время, проведенное на юге Франции, в Арле, было самым плодотворным в творчестве Ван Гога. Лейтмотивом арльского периода стали его слова: «Жизнь надо искать в цвете». Он пишет виды равнинного Прованса — долину Ла Кро, реку Рону со старым мостом, зеленые холмы Монтмажура, марины в селении Сент-Мари-сюр-мер около Арля, работает а la prima в светлой колористической гамме, разнообразным по форме и фактуре, не импрессионистическим, а выпуклым мазком, передавая пространство по-импрессионистически фрагментарно. Большие цветовые плоскости в пейзажных видах, трактованных словно с высоты птичьего полета, четкий графизм мазка вызывают ассоциации с японской гравюрой ("Мост Ланглуа", 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер).

Подсолнухи. 1889

У художника появляются излюбленные цветовые сочетания. Особой пластической силой наделяется желтый цвет, олицетворяющий энергию солнца. В серии натюрмортов «Подсолнухи» (1888—1889, в разных европейских музеях) он обретает символическое звучание. Столь же эмоциональное воздействие заключено в сочетаниях оттенков красного цвета, возникающих в лучах осеннего солнечного света в полотне «Красные виноградники в Арле» (1888, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Тревожное предчувствие исходит от напряженной красно-желтой и сине-желтой гаммы полотен с видами ночного Арля ("Ночное кафе," 1888, Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета; Т"ерраса кафе ночью", 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). О произошедшей в Арле трагической ссоре и последовавшем за ней разрыве между Ван Гогом и Полем Гогеном повествуют полотна «Кресло Гогена» (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) и «Стул и трубка» (1888—1889, Лондон, Национальная галерея). Одиноко стоящий стул навевает мысль о щемящем одиночестве художника.

Мусме. 1888

Портреты арльского периода — яркие, острохарактерные образы. В них остро схвачена мимика лиц, отражающая внутреннюю суть моделей: бурный южный темперамент старой дамы ("Арлезианка. Мадам Жену", 1888, Париж, Музей Орсэ), нежную грацию юности ("Мусме", 1888, Вашингтон, Национальная галерея искусства), доброту и непосредственность ("Почтальон Рулен", 1888, Бостон, Музей изящных искусств). Цветовые контрасты в них менее напряженны, чем в портретах парижского периода, но более абстрактны, декоративны.

Автопортрет с перевязанным ухом. 1889

Последний период жизни Ван Гог провел неподалеку от Арля, в Сен-Реми и Овере в окрестностях Парижа. В Сен-Реми находилась клиника, куда был помещен художник из-за участившихся душевных кризисов. В период одного из них он поранил себе ухо. Именно в этот трагический момент его жизни было написано полотно «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Лондон, Картинная галерея Института Курто). В Сен-Реми были созданы выдающиеся полотна Ван Гога. Живопись стала его спасением в периоды участившихся приступов болезни. Глубокая душевная тревога выражена в изображенных художником вихрящихся формах оврага Пейруле, стволов олив и кипарисов, искривленных объемах церкви в Овере и лечебницы в Сен-Реми. Одним из самых трагических поздних произведений Ван Гога явилось полотно "Прогулка заключенных" (1890, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), созданное по мотивам гравюры Г. Доре. Фигуры шагающих по замкнутому кругу в тюремном дворе арестантов полны чувства безысходности, которое ощущал и Ван Гог.

Дорога с кипарисом и звездой. 1890
Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом). 1890

Мягкий свет и свежий воздух в окрестностях маленького городка Овер, расположенного в провинции Иль де Франс, изменили мироощущение художника. Пейзаж с изображением вспаханного поля ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) передает ощущение теплого солнечного дня, мягко струящегося света, прозрачного чистого воздуха. Природа полна в нем просветленного чувства покоя. Не несет в себе предчувствия близкой трагедии и портрет "Доктора Поля Гаше" (1890, Париж, Музей Орсэ). Образ печального, тихого человека на фоне голубых холмов пейзажа излучает доброту и внутреннюю гармонию.

Доктор Поль Гаше. 1890

Жизненный путь Ван Гога завершился в Овере, и большая часть его жизни была связана с Францией. Но произведениями художника гордятся не только крупные европейские музеи, но и, конечно, музеи Голландии. На родине Ван Гога, в Гроот Зюндерте, ему установлен памятник работы О. Цадкина, в Амстердаме создан его музей.

Елена Федотова